Skip to content Skip to footer
BelarusianEnglishRussian
2025 – Год Благоустройства

Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия»

Семейное насилие. Профилактика детского насилия.

Всемирная организация здравоохранения:

НАСИЛИЕ — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого, являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Детское насилие

«Жестокое или плохое обращение с ребенком — это все формы фи- зического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти»

  • Физическое насилие
  • Психологическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Отсутствие заботы

Причины насилия над детьми

  • Факторы, увеличивающие уязвимость ребенка перед насилием
  • Характеристики воспитателя и семьи
  • Экологическая модель ( личность, взаимоотношения, социальное окружение, общество)

Социо-культуральные факторы

  • исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей. Культурные факторы ( установки на воспитание детей в городских и сельских семьях);
  • изменение социальных ценностей:
    • смена ценностных ориентиров, приводящая к появлению агрессии и тревоги;
  • неблагоприятная экономическая ситуация:
    • падение уровня жизни;
    • высокий уровень безработицы;
    • бедность;
    • высокий уровень миграции населения;

Физическое насилие — нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие ( в т.ч. и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей)

  • избиение, истязание;
  • удары;
  • пощечины;
  • прижигание горячими предметами;
  • вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя;
  • принуждение к приему медицинских препаратов и отравляющих веществ;
  • попытки удушения или утопления ребенка.

Признаки жестокого обращения родителей к ребенку:

  • поздно обращаются за медицинской помощью
  • дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся
  • обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений,
  • обвиняют других детей
  • отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота о нем.

Внешний вид ребенка:

  • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги)
  • задержка физического развития, отставание в росте и весе;
  • признаки плохого ухода

Психологические и поведенческие особенности детей:

  • тревога, страх, беспокойство, расстройства сна, аппетита, тики, энурез
  • Младший школьный возраст: одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.
  • Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового взрослым в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Формы сексуального насилия:

  • демонстрация ребенку половых органов;
  • все виды сексуальных контактов;
  • вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок.

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера

  • Отвержение-отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.
  • Отказ в эмоциональном отклике, излишняя холодность. Моральный отказ ребенка: ворчание, ругань, необоснованные претензии к детям, полная отстраненность, незаинтересованность их проблемами.
  • Унижение: прилюдное унижение, постоянное высмеивание ребенка, употребление обидных прозвищ, оскорбительные замечания, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности.
  • Угрозы или запугивание: угроза применения насилия над самим ребенком (например, «Будешь плохо себя вести, голову оторву»).
  • Преднамеренная физическая или социальная изоляция: запрещение играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка.
  • Эксплуатация: физическая, сексуальное насилие.
  • Неприятие и постоянная критика ребенка (явная и скрытая).

žЛожь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

  • Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Признаки психологического насилия:

  • Особенности психического состояния и физического развития ребёнка: задержка физического и интеллектуального развития, нервные тики, сосание пальцев, энурез, печальный вид, соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии)
  • Особенности поведения ребёнка: подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка, склонность к уединению.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

Ближайшие:

  • физические травмы,
  • рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, острые
  • психические нарушения : возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо глубокая заторможенность, внешнее безразличие.

Отдаленные

  • Нарушение физического и психического развития ребенка;
  • соматические заболевания;
  • личностные нарушения;
  • социальные последствия.

ПУТИ ПРЕДОТВРАЕНИЯ НАСИЛИЯ

  • Поддержка жертв насилия.
  • Кампании по предупреждению насилия.
  • Юридические средства и законодательные реформы. «Жестокое обращение — вне закона».
  • Работа с виновниками насилия.

Поддержка жертв насилия

Помощь жертвам

  • Программы по лечению детей, ставших жертвами жестокого физического обращения, с целью улучшения когнитивных и развивающих навыков.

Помощь детям, наблюдавшим насилие

  • насилие, которое видят дети, с большей вероятностью будут воспроизводить, по примеру взрослых, дисфункциональные отношения в своих собственных семьях.

Кампании по предупреждению Методы поддержки семьи Обучение родительским навыкам

  • Обучение родителей о развитии их детей.
  • Предупреждение повторного плохого обращения.

Посещение семей и другие программы по поддержке семьи

  • Во время посещений семьям предлагается информация, под- держка и услуги для улучшения их существования.

Интенсивная помощь по сохранению семьи

  • Психологическая помощь направляется семьям, в которых был установлен факт плохого обращения с ребенком.
  • Услуги в зависимости от потребностей семьи, включая различ- ные формы лечения и более практическую помощь, например, временные субсидии.

Меры на уровне общества: Школьные программы

  • Школьные программы по предупреждению сексуального насилия над детьми.

Цель: научить детей распознавать угрожающие ситуации и самим защищаться от жестокого обращения, как ответить взрослому, если он просит их сделать что-нибудь, что они считают неудобным.

ПУТИ ПРЕДОТВРАЕНИЯ НАСИЛИЯ. Юридические средства и законодательные реформы.

  • Конвенции ООН о правах ребенка,
  • Законе РБ «О правах ребенка»,
  • Кодекс РБ о браке и семье,
  • Уголовный кодекс и др.

Право детей на защиту своих законных интересов включает :

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка ;
  • защита от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;
  • организация борьбы с болезнями и недоеданием;
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
  • защиту ребенка от сексуального посягательства и других форм жестокого обращения;
  • оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Рекомендации по выявлению жертв насилия

  • провести беседу с самим ребенком и его окружением, при выявлении подозрений насилия — сообщить руководству в письменной форме
  • проверка достоверности поступившей информации (обследование условий жизни и воспитания ребенка, составление акта)
  • комиссия (педагог, педагог социальный, психолог, методист, организатор, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник) составляет индивидуальный план помощи пострадавшему по специальной форме, и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних.

Учреждение здравоохранения «Крупская центральная районная больница»

Адрес

ул. Черняховского, 2, Крупки

Наша почта
Регистратура:
(01796) 9-00-30

Дата последнего обновления информации на сайте: 

Gt-systems.by © 2025. Разработка и поддержка сайта.