Семейное насилие. Профилактика детского насилия.
Всемирная организация здравоохранения:
НАСИЛИЕ — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого, являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Детское насилие
«Жестокое или плохое обращение с ребенком — это все формы фи- зического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти»
- Физическое насилие
- Психологическое насилие
- Сексуальное насилие
- Отсутствие заботы
Причины насилия над детьми
- Факторы, увеличивающие уязвимость ребенка перед насилием
- Характеристики воспитателя и семьи
- Экологическая модель ( личность, взаимоотношения, социальное окружение, общество)
Социо-культуральные факторы
- исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей. Культурные факторы ( установки на воспитание детей в городских и сельских семьях);
- изменение социальных ценностей:
- смена ценностных ориентиров, приводящая к появлению агрессии и тревоги;
- неблагоприятная экономическая ситуация:
- падение уровня жизни;
- высокий уровень безработицы;
- бедность;
- высокий уровень миграции населения;
Физическое насилие — нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие ( в т.ч. и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей)
- избиение, истязание;
- удары;
- пощечины;
- прижигание горячими предметами;
- вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя;
- принуждение к приему медицинских препаратов и отравляющих веществ;
- попытки удушения или утопления ребенка.
Признаки жестокого обращения родителей к ребенку:
- поздно обращаются за медицинской помощью
- дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся
- обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений,
- обвиняют других детей
- отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота о нем.
Внешний вид ребенка:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги)
- задержка физического развития, отставание в росте и весе;
- признаки плохого ухода
Психологические и поведенческие особенности детей:
- тревога, страх, беспокойство, расстройства сна, аппетита, тики, энурез
- Младший школьный возраст: одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.
- Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового взрослым в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Формы сексуального насилия:
- демонстрация ребенку половых органов;
- все виды сексуальных контактов;
- вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок.
Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера
- Отвержение-отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.
- Отказ в эмоциональном отклике, излишняя холодность. Моральный отказ ребенка: ворчание, ругань, необоснованные претензии к детям, полная отстраненность, незаинтересованность их проблемами.
- Унижение: прилюдное унижение, постоянное высмеивание ребенка, употребление обидных прозвищ, оскорбительные замечания, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности.
- Угрозы или запугивание: угроза применения насилия над самим ребенком (например, «Будешь плохо себя вести, голову оторву»).
- Преднамеренная физическая или социальная изоляция: запрещение играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка.
- Эксплуатация: физическая, сексуальное насилие.
- Неприятие и постоянная критика ребенка (явная и скрытая).
žЛожь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
- Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Признаки психологического насилия:
- Особенности психического состояния и физического развития ребёнка: задержка физического и интеллектуального развития, нервные тики, сосание пальцев, энурез, печальный вид, соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии)
- Особенности поведения ребёнка: подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка, склонность к уединению.
ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ
Ближайшие:
- физические травмы,
- рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, острые
- психические нарушения : возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо глубокая заторможенность, внешнее безразличие.
Отдаленные
- Нарушение физического и психического развития ребенка;
- соматические заболевания;
- личностные нарушения;
- социальные последствия.
ПУТИ ПРЕДОТВРАЕНИЯ НАСИЛИЯ
- Поддержка жертв насилия.
- Кампании по предупреждению насилия.
- Юридические средства и законодательные реформы. «Жестокое обращение — вне закона».
- Работа с виновниками насилия.
Поддержка жертв насилия
Помощь жертвам
- Программы по лечению детей, ставших жертвами жестокого физического обращения, с целью улучшения когнитивных и развивающих навыков.
Помощь детям, наблюдавшим насилие
- насилие, которое видят дети, с большей вероятностью будут воспроизводить, по примеру взрослых, дисфункциональные отношения в своих собственных семьях.
Кампании по предупреждению Методы поддержки семьи Обучение родительским навыкам
- Обучение родителей о развитии их детей.
- Предупреждение повторного плохого обращения.
Посещение семей и другие программы по поддержке семьи
- Во время посещений семьям предлагается информация, под- держка и услуги для улучшения их существования.
Интенсивная помощь по сохранению семьи
- Психологическая помощь направляется семьям, в которых был установлен факт плохого обращения с ребенком.
- Услуги в зависимости от потребностей семьи, включая различ- ные формы лечения и более практическую помощь, например, временные субсидии.
Меры на уровне общества: Школьные программы
- Школьные программы по предупреждению сексуального насилия над детьми.
Цель: научить детей распознавать угрожающие ситуации и самим защищаться от жестокого обращения, как ответить взрослому, если он просит их сделать что-нибудь, что они считают неудобным.
ПУТИ ПРЕДОТВРАЕНИЯ НАСИЛИЯ. Юридические средства и законодательные реформы.
- Конвенции ООН о правах ребенка,
- Законе РБ «О правах ребенка»,
- Кодекс РБ о браке и семье,
- Уголовный кодекс и др.
Право детей на защиту своих законных интересов включает :
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка ;
- защита от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;
- организация борьбы с болезнями и недоеданием;
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
- защиту ребенка от сексуального посягательства и других форм жестокого обращения;
- оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
Рекомендации по выявлению жертв насилия
- провести беседу с самим ребенком и его окружением, при выявлении подозрений насилия — сообщить руководству в письменной форме
- проверка достоверности поступившей информации (обследование условий жизни и воспитания ребенка, составление акта)
- комиссия (педагог, педагог социальный, психолог, методист, организатор, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник) составляет индивидуальный план помощи пострадавшему по специальной форме, и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних.