Насилие в семье — умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания. Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легкого телесного повреждения со стороны членов семьи и близких. Ежегодно в Беларуси 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности, но чаще всего жертвами становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
3. Экономическое — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
4. Сексуальное — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 5. Физическое — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Как проявляется то или иное насилие?
1. Запугивание и угрозы — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
2. Изоляция — постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
3. Физическое наказание — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
4. Эмоциональное (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, а женщина — плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.
Причины возникновения детского насилия.
Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.
Внешние причины насилия:
- распространение в обществе алкоголизма, наркомании;
- кризис морали;
- кризис культуры;
- влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
Четыре заповеди мудрого родителя.
Пусть даже маленький ребенок, но это уже личность, интересы которого имеют право на существование. Кроме любви к ребенку нужно еще проявлять уважение.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Не стоит упрекать своего ребенка, что он в чем-то не так хорошо, как соседский «Васька». Найдите то, в чем ребенку нет равных и развивайте его таланты, помогайте. Не навязывайте свои интересы. Рано или поздно такие «занятия» закончатся отказом и протестом со стороны ребенка.
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Сравнения не нравятся никому, даже взрослым. Просто почему-то принято, что ребенка нужно сравнивать с кем-то, кто преуспел, забывая, что сами взрослые выставляют защиту, когда кто-то более удачно движется по карьерной лестнице. Становитесь для ребенка примером, и в скором времени заметите, что в сравнении нет нужды.
3. Перестаньте шантажировать.
Шантаж не доводит до ожидаемого результата, а наоборот провоцирует агрессию и ответную реакцию. Шантаж, особенно методичный из дня в день, приводит к разрыву родительско-детских отношений и тем самым порождает непонимание.
4. Избегайте свидетелей.
В жизни маленького ребенка зачастую происходят ситуации, за которые стыдно становится родителям: обидел старика, или обзывается на кого-то из взрослых. В такой ситуации родитель должен усмирить гнев и увести ребенка в другое место и поговорить, объяснить почему так делать нельзя.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!
Помните, что причины детской жестокости лежат в изъянах воспитания, в позиции родителей, учителей — людей, которые участвуют в социализации ребенка. Типичная картина — ребенок подрался, учительница вызвала родителей в школу, и мама на глазах у всех унижает своего сына, не выяснив причин драки. Взрослые перестали следить за отношениями в семье, за собственными детьми. Мы так любим жаловаться на правительство, на то, что плохо живем, но не видим проблем у себя под носом. Не надо спасать весь мир, нужно начать со своей семьи. Если каждый из нас решит свои семейные проблемы, то и вокруг наверняка будет порядок.
Врач-валеолог Рубин А. С.