В первую очередь, познание информации о себе и только потом — о взаимоотношении с другими.
Система полового воспитания затрагивает и физиологические, и гигиенические, и морально-этические аспекты, а также вопросы личных границ и безопасности детей.
Грамотное половое воспитание делает процесс взросления менее травматичным и уменьшает количество проблем во взаимоотношениях с противоположным полом
Как правило, родители не решаются обсуждать эти темы, но дети и подростки способны добывать такую информацию, которая взрослым и не снилась. Чтобы дети не читали в интернете всякую ерунду, информация должна даваться им вовремя и экспертно. Безусловно, отталкиваясь от здравого смысла и возраста ребенка. Как и когда?
От 0 до 3 лет
В этом возрасте ребенок изучает свое тело, трогает его — это нормально. Для детей лет до 7 нет никакой разницы, дотрагиваются они до носа, до уха или до полового органа— для них все части тела равноценны. Ребенок не вкладывает в эти прикосновения никакого подтекста, никакого сексуального возбуждения у них не существует, потому что оно связано с гормональным развитием и начинается в пубертате — в 9–12 лет. Ребенок может трогать свое тело как наедине с собой, так и в присутствии других людей — в этом возрасте еще нет такой эмоции как стыд, он появляется позже благодаря социуму.
Примерно в 2 года, когда родители говорят ребенку «это твой носик», «это твоя ручка», нужно называть и половые органы. И называть их нужно правильно, не использовать эвфемизмы. Называть половые органы правильно — это часть полового воспитания.
С 3 лет нужно серьезно относиться к детским ответам «нет», рассказывать ему о личных границах, о том, что у ребенка есть выбор решать, кто может до него дотрагиваться, а кто — нет. Здесь же мы говорим о неприкосновенности интимных частей тела, что половые органы — это только для тебя, никому нельзя их показывать и разрешать трогать.
Неосведомленность детей в вопросах полового воспитания — это прямая выгода педофилам. Когда вы выбираете не говорить об этом своему ребенку потому что «ну как же о таком можно говорить», вы увеличиваете вероятность того, что другой взрослый сделает с ним что-то плохое. И ребенок даже не будет понимать, что это что-то плохое — он будет видеть происходящее так, как ему это представит этот нехороший человек: например, что это интересная игра. Но если у ребенка уже будет информация от родителя, он будет понимать, что происходит что-то не то и все расскажет родителям.
Половое воспитание включает разговоры с детьми о том, что бы с ним ни произошло, обязательно нужно рассказывать родителям. Если кто-то сказал «не говори маме», то это просто красный флаг — значит надо сразу идти и рассказывать маме или папе!
От 4 до 6 лет
В этом возрасте ребенок уже может задавать вопросы «откуда я взялся?», «что такое секс?». Это нормально — они слышат, что происходит вокруг, они сидят в телефонах, им все интересно. Они могут с интересом разглядывать свое обнаженное тело, сравнивать, на кого они больше похожи — на маму или на папу.
Или вот у него есть подружка Катя, почему у нее все устроено иначе. Это все в порядке вещей: ребенок изучает мир, человека, себя. Нормально, если ребенок играет в игрушки, которые не относятся к его биологическому полу: мальчик — с куклой, а девочка — с машинкой. Это не должно пугать.
К 6 годам ребенок должен знать, откуда он взялся. Не нужно говорить, что в капусте нашли, и нет необходимости описывать процесс полового акта. Ребенок должен знать, что он вырос у мамы в животике и родился. Он должен понимать, что такое гигиена половых органов. Знать физиологическую разницу между мальчиком и девочкой.
С 7 до 12 лет
В этом возрасте ребенок может испытывать интерес к сексуальному контенту, к сверстникам. С началом пубертата он начинает дистанцироваться от взрослых и отвоевывать свое личное пространство. К пубертату девочки должны знать о том, что такое менструация, а мальчики — ночные поллюции.
С 12 до 16 лет
Лет с 12–13 желательно начинать говорить с детьми на тему безопасного секса. Обычно здесь всегда возникает вопрос: не рано ли? Нет, практика показывает, что не рано. Достаточно посмотреть статистику беременностей в 13–14 лет. Примерно с 12 лет девочка уже способна забеременеть, а дети не должны рожать детей.
Важно не пугать и запрещать, а объяснять: ты отдаешь свое тело другому человеку, это взрослое занятие, для него надо созреть. В рамках этого разговора нужно подробно разъяснять все возможные последствия.
Если разговаривать с подростками нормально, по-честному, у них будет правильное отношение к собственному телу, к собственным желаниям, они будут понимать, что не надо торопиться. Культура ранней половой жизни основана исключительно на безграмотности.
Здесь же надо говорить о том, что секс должен происходить только по обоюдному согласию, что нет — это значит нет. Что ответственность за безопасность полового акта делится 50 на 50.
Если ребенок не хочет говорить?
Как раз примерно в этом возрасте подростки разрушают отношения с родителями. То, что говорит мама — это уже не интересная информация, гораздо более авторитетно то, что друг во дворе сказал или в соцсетях написали. Нужно, чтобы ребенок сам хотел об этом поговорить, насильно ничего не получится.
Если родители доносили до ребенка информацию постепенно, начиная с 3 лет, к 12–14 годам у него не возникает резкого отторжения разговоров на эти темы. Он уже привык к тому, что вы нормально обсуждаете интимные вопросы, эта тема не запретная. И если вы обсуждали с ним интимность еще в 3–6 лет, то в 13 он нормально воспримет и тему безопасного секса. Но если вы раньше никогда этих тем не касались, а в 13 лет вдруг решили начать, то, скорее всего, разговора не получится.
Если вы видите, что многое упустили, а контакта с ребенком нет, рекомендуется консультация психолога. У меня ребенок, ему столько-то лет, он начал задавать вопросы/не хочет об этом говорить, а я не знаю, что с этим делать. Любой дипломированный психолог даст консультацию на эту тему, расскажет, как и о чем говорить, подскажет литературу, при необходимости предложит терапию.
Есть ли разница в информации для мальчиков и для девочек?
Нет, разводить мальчиков и девочек в разные стороны и давать им какую-то закрытую информацию не нужно. Дети должны получать равную информацию: мальчик должен знать, как называются половые органы девочки и наоборот. Дети должны знать физиологию друг друга.