В связи с тем, что недавно был всемирный день предотвращения самоубийств (10 сентября) вспомнился один старый случай детского суицида. Пятиклассник пытался повеситься в школьном дворе на турнике. Его вовремя заметили и доставили в реанимационное отделение больницы. Мальчика удалось спасти. В тот день он просил маму не ходить в школу. Проблемы у этого мальчика были во взаимоотношениях с другими учениками. В тот день его нарисовали на доске в карикатурной форме и сказали, что выложат рисунок в интернет. А мальчик интересовался интернетом. Радовался, когда его добавляли в друзья. Он сказал детям, что повесится, что и сделал после занятий.
Когда речь идет о детях и подростках, то чаще их попытки суицида импульсивны и ситуативны. Они не обязательно говорят о продолжительных тягостных переживаниях. В юном возрасте дети остро переживают неудачи во взаимоотношениях со сверстниками.
Для ребенка становится очень важным принадлежать к какой-то группе сверстников, найти свое место в ней и чувствовать удовлетворение от общения и взаимодействия внутри группы. Это необходимая репетиция будущей взрослой социальной жизни. Поэтому именно сложные отношения со сверстниками в этом возрасте очень тяжело переживаются детьми. А если ребенок становится объектом школьной травли, то автоматически возникает риск серьезного кризисного состояния — и да, угроза суицида.
Родителям необходимо быть внимательными к переживаниям своих детей и к их эмоциональному состоянию. За ответом «нормально» о положении дел ребенка могут быть разные эмоции и переживания, которые ребенок не хочет озвучивать или может сам толком не осознавать, чувствуя лишь давящее его напряжение, необъяснимую тревогу… или вот «нежелание ходить в школу». Если родители подозревают, что ребенок стал жертвой школьной травли, необходимо как можно быстрее проверить всю информацию и убедиться в безопасности ребенка.
Важно вовремя распознать, что он в беде. Заметить признаки травли, добиться доверия, выслушать. Не пропускать мимо ушей повторяющиеся жалобы, даже если они кажутся несущественными.
Нужно также уметь правильно реагировать самим. Часто в детях воспитывают понимание, что никто их проблем решать не будет: разбирайся сам, не жалуйся, дай сдачи. Особенно тяжело мальчикам: им нельзя плакать, проявлять слабость, а надо драться. На самом деле – если ребенок сам не может справиться со своей проблемой, он имеет полное право обратиться ковзрослому и попросить о помощи, это не донос, а самозащита. Травля не закаляет. Ребенок должен знать: он не виноват в том, что его обижают. Его гнев и боль – законны и понятны. Вы любите его и готовы помогать. И ваша помощь его не подставит.
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Как толькоу подростка отмечается признаки травли, сниженное настроение, другие признаки депрессивного состояния -необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами –более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашнихобязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное –собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия –психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту –психологу, психотерапевту.
В Минской области имеется эффективная система оказания психиатрической, наркологической, психотерапевтической
и психологической помощи как взрослому, так и детскому населению.
За консультативной помощью и лечением (в том числе анонимно) граждане могут обращатся в учреждения здравоохранения по месту жительства или в учреждение здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» (г.Минск, ул. П.Бровки, 7, сайт www.mokc.by). За экстренной психологической помощью граждане могут обращаться на «Телефон доверия» Минской области
(стационарный – 8-017-202-04-01 и мобильный – 029-899-04-01)